Я частично ставлю под сомнение само слово "начальство". Дает ли право кому-либо считать себя выше других просто на основе возраста или стажа организации? Или высокой должности? Или даже стажа преподавания? Определенно да, если его или ее преподавание становится примером прогресса в той или иной дисциплине. Но когда речь заходит о духовности, должно учитываться гораздо больше факторов, чем в конкретной дисциплине или даже в конкретных интеллектуальных знаниях.
Поиск Бога занимает много воплощений, а не только несколько лет или даже одну жизнь. Человек может родиться с уровнем понимания гораздо выше большинства
людей. Предоставит ли он себя полной власти тому, кто сам еще недостаточно мудр? Конечно, нет! Мудрость должна проявиться не во внешней одежде или позиции, но постепенно, изнутри. Она не может быть изучена, как знания изучаются в школе, где студенты обучаются и получают дипломы в массовом порядке. Просветление является очень личным делом: между каждым искателем и Богом.
Индивидуальная проницательность также важна, как индивидуальное сознание и индивидуальный стимул (при условии, что все неизменно уважают Организация и личность права друг друга). К сожалению, в иерархических организациях проницательность, совесть и стимулы зачастую подавляются. (Сторонник таких организаций — женщина, которая выбросила меня из организации моего Гуру, как-то сказала мне: "В корпорации никто не имеет права даже думать, за исключением членов совета директоров!").
Любой орден свами, заслуживающий это название, будет соблюдать свободу совести, как основной идеал. Если свами принадлежат к организации — а большинство из них, вероятно, будут — сама организация должна следовать этому идеалу. Мысль, выделенная в последнем абзаце, что никто, не входящий в совет, не имеет права даже думать, принадлежит эпохе Кали Юги: веков глубокой интеллектуальной темноты.
В организации, которую я сам основал, Ананде, есть два священных принципа: во-первых, люди важнее вещей, концепций, проектов и даже правил; во-вторых, там, где есть дхарма (правильное действие), там победа (на санскрите, Ята дхарма, стхата джая). То, о чем мы просим членов в Ананде, это не бессмысленного послушания, а добровольного, здравого сотрудничества.
Во все времена сущностью духовного прогресса было преодоление эго в сторону союза с Божественным Сознанием. В настоящую эпоху людям легче сосредоточиться на этой цели прямо, а не приближаться к ней окольными путями через непривязанность и полное невовлечение в материальный мир. В настоящее время проще подходить к этому идеалу с положительным, а не с негативным отношением: с помощью саморасширения, а не самоуничижения.
Духовные организации действительно имеют смысл, только если они уважают права человека на его собственное понимание и на индивидуальную совесть.